Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.
Основная цель в области реализации права на образование детей с ОВЗ в нашей школе –это создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
В школе созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- проводится информационно-просветительская и разъяснительная работа со всеми участниками образовательного процесса- учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Под этим термином обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин.
Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. Для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты. Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
• диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
• диагноз продляют;
• диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ.
МБОУ Токаревская СОШ №1 осуществляет виды обучения: в инклюзивном классе и надомное.Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.
У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:
1.Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.
2 .Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Надомное образование.
Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.
Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.
Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ Токаревской СОШ №1 предусмотрены:
• учебные кабинеты с автоматизированными (в том числе интерактивными) рабочими местами педагогических работников;
• помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, техническим творчеством, музыкой и изобразительным искусством, а также другими учебными курсами и курсами внеурочной деятельности по выбору обучающихся;
• библиотека с рабочими зонами свободного доступа (коллективного пользования), оборудованным читальным залом и книгохранилищем, медиатекой;
• спортивный зал, спортивные сооружения;
• столовая;
• медицинский кабинет;
• административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием;
• гардероб, санузлы, места личной гигиены;
• участок (территория) с необходимым набором оборудованных зон;
• полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
• мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.
Сведения о специально оборудованных кабинетах
Во всех предметных кабинетах установлены: рабочее место учителя с возможностью выхода в сеть Интернет, мультимедийное оборудование. Оснащение: экран, мультимедиа проектор, персональный компьютер,дидактические материалы принтер, лабораторное оборудование (физика, химия, биология), интерактивная доска (начальные классы, русский язык), интерактивный комплекс (информатика (2)).
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Кабинеты физики, химии, биологии оснащены в соответствии с современными требованиями к предметным кабинетам. Информатику и информационные технологии учащиеся могут осваивать в специально оборудованном кабинете. На уроках ОБЖ учащиеся имеют возможность освоить приемы оказания первой помощи, а также получить навыки обращения с оружием.
Сведения о библиотеке
Библиотека школы в полной мере оснащена информационными ресурсами, необходимыми для реализации образовательной программы. Информационно – методические и учебные ресурсы библиотеки постоянно пополняются и обновляются из средств федерального бюджета, муниципального бюджета. В библиотеке имеется компьютеризированное рабочее место, электронные учебники по предметам.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Образовательная организация МБОУ Токаревская СОШ №1 имеет:
• 1 стадион;
• 1 детская игровая площадка (до 12 лет);
• 1 площадка ГТО ( от 14 лет);
• 1 спортивный зал, оборудованный гимнастическими стенками и спортивным инвентарем ;
• лыжная база и лыжный инвентарь.
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здание школы
МБОУ Токаревская СОШ №1 оборудовано:
- пандус с поручнями для обеспечения доступа в здание школы;
- вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
- кнопка вызова персонала для инвалидов-колясочников с целью оказания им помощи при въезде в здание школы;
- оборудованы кабинеты психологов, логопедов и социальных педагогов;
-тактильные таблицы на входах в здание и кабинеты;
-зрительные ориентиры (контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов, желтые кружки-указатели входа на стеклянных дверях).
О специальных условиях питания
Организация питания осуществляется в соответствии с главой 4 статьи 37 ФЗ-№ 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 27.10.2020 №32.
Организатором питания является МБОУ Токаревская СОШ №1.
Имеется столовая для организованного приема пищи на 138 посадочных мест.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание учащихся МБОУ Токаревской СОШ №1 осуществляет ТОГБУЗ «Токаревская ЦРБ» (в соответствии с договором)
Информация о доступе к информационным системам информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
МБОУ Токаревская СОШ №1 оснащена оптоволоконными линиями связи. Провайдер, предоставляющий услуги электросвязи для учреждения ПАО «Ростелеком».
В школе все компьютеры имеют выход в сеть Internet, в учебных кабинетах имеется сеть WiFi с доступом к сети Internet.
В образовательной деятельности школа использует электронный журнал/дневник Dnevnik.ru, который позволяет оперативно получать родителям и ученикам достоверную информацию об успеваемости и домашних заданиях.